Форум-театр в деле. Педагоги делятся впечатлениями о работе с технологией

В этом году 13 педагогов из Красноярска, Ачинска, Томска прошли обучение в рамках образовательного проекта "Форум-театр "Шаг навстречу". Это специалисты, которые работают с молодежью в школах, молодежных центрах и т. п. После мастерской педагоги 

апробируют технологию в своей профессиональной деятельности - и делятся с нами своими открытиями и впечатлениями.

Татьяна Лядагина

социальный работник Фонда «Счастливые дети»

Служба сопровождения «Дети дома» давно искала подходящий формат работы с подростками. Не так просто собрать детей и настроить их на доверительную беседу о трудностях общения в конфликтных ситуациях. Как рассказать подросткам о том, что чувствует и думает каждый из участников конфликта? Как найти пути решения? И такой формат найден! Это площадка форум-театра.

 

Первая встреча прошла 14 декабря. Ребят собралось немного, но это позволило создать более доверительную обстановку. Подростки увидели сценку на тему буллинга (травли) в классе. Рассказали, что подобные ситуации происходят у них в школе, что доказало важность и актуальность подобной работы. Зрители активно обсуждали происходящее на сцене. Делились своими мыслями о героях. Предлагали свои пути решения. И, самое главное, выходили играть, заменяя одного из актеров. История на глазах у зрителей менялась и создавалась новая. Дальше все вместе делились впечатлениями, что получилось, что нет. Как себя чувствовали в роли героя. Что удалось изменить в ситуации.

 

Важно! Одна из зрительниц поделилась тем, что она часто выступает в роли агрессора. Ребята активно подключились к беседе. Расспрашивали - зачем и почему девушка так поступает. Оказалось, что в классе она новенькая, и таким образом хочет показать себя коллективу. 

 

Площадка форум-театра - это способ открыто говорить на сложные темы, о которых обычно принято молчать или обсуждать в узком кругу. А в процессе обсуждения ребята открывают для себя новые решения и делятся своими эмоциями и впечатлениями.

 

Второй раз на площадку форум-театра удалось собрать 11 подростков зрителей. Постановку решили не менять, она выверена и отрепетирована. Единственное изменение - смена главных героев, актеров, играющих Антагониста и Протагониста мы поменяли местами. Мы это сделали с целью дать возможность ребятам почувствовать себя в непривычной роли противоположной стороны. Плюс отработать навыки актерского мастерства. Репетиция проходила сложно, несколько раз актеры просили: "Давайте не будем меняться, у нас не получается". Но в итоге сыграли прекрасно. Спасибо им за усердие и терпение. В репетиции очень помог методический сет, подглядывали, обсуждали характеры героев и их мотивы.

 

На сцене во время показа зрители не смогли сразу открыться, и поначалу делились своими впечатлениями несмело. Но после приободрились и включились в процесс. Ребята рассказывали о своих чувствах и переживаниях, предлагали свои способы выхода из ситуации и, конечно же, выходили на сцену. Была мысль раздать методический сет зрителям для лучшего включения в процесс, но не очень удобный формат. Возможно, есть над чем подумать.

 

Двое ребят рассказали, что в их классе была травля, и мальчик, которого травили, ушел из школы.

После активного показа и проб, за чашечкой чая со сладостями ребятам удалось поделиться впечатлениями о нашей встрече. Оказалось, что есть желание продолжать встречаться не только в качестве зрителей, но и актеров.

Еще раз мы убедились в том, что форум-театр важен и нужен. Это способ для подростков открыть в себе новые качества, победить робость перед зрителями и своими ровесниками. И, конечно же, научиться слышать и слушать себя и других в такой сложной теме, как травля.

Спасибо, Интерра!

                                                                Наталья Токмакова

                                                                 учитель в школе 143

Что такое форум-театр для меня? Это наглядный и очень мощный инструмент для видения, понимания и изменения, решения какой-либо ситуации, булинга либо конфликта! В сочетании с методическим сетом, способным дать понять подросткам их эмоции и назвать их своими именами, этот инструмент усиливается и расширяется.

 

На форум-театре мы проигрывали ситуацию травли в классе мальчика сына завуча. Самое удивительное, на что я обратила внимание, когда мы проводили форум-театр уже самостоятельно, это то, что вариантов решения изменения ситуации, подростки находят множество. Столько было предложено замен актеров и на презентационном мероприятии, и когда проводили сами - и ни разу не было повтора! Это, правда, удивительно. И это меня очень обрадовало, потому что разговор идет уже не о безвыходной ситуации, а о множестве вариантов решения проблемы! Самое большое волнение для меня было, что подростки не поймут, как это, что это, что с этим делать, оказалось, это только моя внутренняя тревога. Я привозила четырех своих ребят - 8 и 9 классы, среди них и мой сын, которого мне удалось уговорить с большим трудом, не любитель он таких мероприятий. И хотя он и молчал все мероприятие, смотрел просто и все, не участвовал, я рада, что хотя бы он увидел этот инструмент и я уверена, он его запомнил. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы его жизнь была бесконфликтной и безоблачной, но, я надеюсь, при ситуации конфликта он вспомнит это мероприятие! Остальные ребята участвовали, обсуждали, заменяли актеров. Большое спасибо за знакомство с форум-театром! 

Екатерина Деттерер

учитель в Лицее 28

На семинаре для молодых педагогов края я провела клубное пространство по форум-театру. На первую встречу по знакомству с процедурой пришли всего шесть человек, мы работали с кейсами и карточками, обсуждали саму методику. На следующий день мы провели саму процедуру. Она была открытием для молодых учителей, никто раньше знаком с ней не был.
Я была в роли джокера. Уже не так страшно, как в первый раз.

Никто из учителей не попробовал себя в роли жертвы, в основном пытались встать на роль учителя.

Интересное получилось обсуждение потом. Конечно, появился интерес к самой процедуре. И, надеюсь, больше внимания и сознательности к буллингу. 

 

Пара инсайтов:


1. Учителя в своей работе действительно несерьезно относятся к детским "разборкам" и либо вмешиваются и директивно пытаются повлиять, либо вообще не обращают внимание. И то, и другое страшно, на мой взгляд. Я заразила этим страхом коллег.


2. В нашей группе был кейс, где девочку дразнили из-за нерусского имени. И среди участников была учительница с такой же историей из жизни. Ей казалось, что она выросла и забыла, а когда посмотрела со стороны, выяснила, что не забыла и так же больно вспоминать, но появились другие способы действия в той же ситуации. Из 17 человек участников только у одного на было опыта травли в школе, остальные сами были наблюдателями или жертвами.

Анна Шикшеева

учитель в школе 144 

Ребята выбрали наиболее знакомую ситуацию буллинга в школе. Школьники легко вжились в роли, хотя в начале немного стеснялись играть перед классом, а зрители - выходить на замены героев. Трудности возникли в том, что чаще всего хотелось заменить жертву и ее поведение в духе "надо уметь постоять за себя".
А роли одноклассников, которые также могут прекратить травлю, заменяли не с таким желанием.
У 11-классников после проигрывания сценки прозвучал такой вывод: "Учитель не должен вмешиваться в конфликт, так как может только навредить тому, кого травят".

Организатор проекта "Форум-театр "Шаг навстречу": Красноярская региональная общественная организация "Интерра". В 2019 году проект прошел при поддержке Союза охраны психического здоровья в рамках конкурса "Здоровое поколение"