Красноярская региональная общественная организация альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций

Как сделать крутой лагерь английского для подростков. Три наших правила

Здесь собрались не «детишки». Для нас вы прежде всего люди и мы относимся к вам с уважением, - из разговора в лагере EnterTime 2019.

Этим летом мы сделали лагерь международного уровня, который состоялся во второй раз под Красноярском. Мы подумали, чего не хватает современным школам, и добавили то, что лично нас вдохновляет. В итоге получились организовать 10 дней насыщенной программы про лучший мир, где подростки 11-16 лет изучали тему диалога и разрешения конфликтов мирным путем. Каждый день мы погружались в такие темы, как многообразие и коммуникация с людьми из разных стран, стереотипы, язык ненависти и его опасность, эмпатия, глобальная взаимосвязь и сотрудничество. Непростые темы для подростков, согласитесь? Педагоги и волонтеры из Великобритании, Франции и Нидерландов добавили программе международности. А три наших принципа сделали кэмп отличным от остальных. Делимся секретами, как найти общий язык с подростками и организовать классную образовательную площадку. 

 

Первый принцип. 

 Безопасность, комфорт, принятие и уважение 

О первом дне. Знакомимся и топим лед


Полдень. Группа участников заезжает в свои домики и мы начинаем встречу со знакомства. Первой встрече мы уделяем особое внимание, так как это дает возможность перебороть страх неизвестности (поверьте, ехать в лагерь - это страшно), найти с другими что-то общее, почувствовать доверие и безопасность. Молчаливые ответы на вопросы «постройтесь по цвету глаз, сколько времени занял ваш пути до базы, первая буква имени...», подвижные диалоги в парах («твой любимый фильм, что сделаешь, если выиграешь миллион, как выглядит твой идеальный день, какой человек оказал наибольшее влияние на твою жизнь), представление команды в форме квиза: «Этот человек был в 37 странах, давал интервью региональным СМИ, жил в палатке в Африке и спасал еду от животных. Кто это? Кристина, директор лагеря». Далее объяснение распорядка и организационных правил и вопрос к участникам – а как им хочется жить эти дни вдали от дома? А в конце дня своей мини-группой «вечерние свечки», где мы делимся, как прошел день, что понравилось или запомнилось больше всего, что хотелось бы изменить. Мы постоянно обращались к детям за обратной связью, что помогало понимать, что добавить на следующий день, где группа не справляется и появляются мини-кризисы, а кому нужно уделить больше времени и о ком позаботиться.
 

Второй принцип

Другое отношение

Здесь пространство, где можно увлеченно обсуждать темы, которые волнуют тебя. Здесь можно быть собой. Какой бы ни был перед нами ребенок – мы стараемся безоценочно относиться ко всем. Исходя из этого мы наполняли программу интересными темами и экспериментами. Утро начинали с «импульсов» на тему дня - коротких цепляющих докладов. Потом занятия в языковых группах, свободное время или freaky sport, игры от волонтеров, воркшопы по выбору и вечернее мероприятие – танцы «Just dance», «Чудаковатые» таланты, шоу «100500 вопросов волонтерам», игра "Тайный друг".

В нашем лагере мы подбирали темы и форматы, которые касаются лично подростков, даже если речь шла о мировых процессах.

 

Катерина Любимова, преподаватель:


“Что я могу сделать с детским рабством на какао-фермах в Гане, если живу в Красноярске и не могу не покупать шоколад, ведь он такой вкусный?!”  - примерно на такой фразе мы заканчивали игру про “путешествие шоколада”. Мы разбирали все стадии “вкусного” производства: от посадки и ухода за какао-деревьями до покупки в супермаркете плитки шоколада. Вместе были шокированы несправедливым распределением прибыли и затрачиваемых усилий, а такая несправедливость рождает конфликты. Возникновение вопроса-комментария про то, что “как мне дальше жить с этой правдой” - и есть важное достижение школы EnterTime.

 

С одной стороны, английский язык является инструментом присоединения к глобальным процессам. Встраивания себя в современность, сложную и очень противоречивую. Поэтому для занятий мы с коллегами пользовались методическими разработками, где соединены задачи изучения языка и одновременно освещение актуальных мировых процессов: от честной торговли до глобального потепления.

 

С другой стороны, мы искали примеры, где подростки проявляют активную позицию. Становятся инициаторами изменений. Как например, две девочки, чья кампания “Пока, пока пластиковые пакеты” получила поддержку общественности Бали и привела к закону о запрете пластиковых пакетов на острове.  Важно обсуждать такие истории, чтобы показать, что между человеком и действием лежит не география, а только собственная вера/неверие в свои силы.

 

Пример погружения в глобальную картину мира

Воркшопы от иностранных волонтеров

Свобода + ответственность

Мастер-классы от родителей

Форматы наших занятий сильно отличаются от привычных, школьных. Например, представить, что все 33 человека представляют население нашей планеты. Сколько человека будет жить на каждом континенте? Каждый должен распределиться по континентам со своим стулом.  Интересный факт, что изначально много человек толпится в Америке, Европе (вместе с Россией), Азии. На остальные континенты остается мало “населения”. В реальности цифры немного другие. Если бы мир состоял из 33 человек, то на Европу бы приходилось всего 3. Как формировалась наша картина мира? Рассуждаем дальше: а как выглядит распределение ресурсов на планете? Картина еще более шокирующая: 18 человек населения Азии должны попробовать уместиться на 8-и стульях, при том что 3 человека из Европы спокойно лежат на 10-и  - метафора, показывающая неравнозначность распределения мировых ресурсов. Какие у этого есть причины и последствия? Как весь мир взаимосвязан и взаимозависим? С этими и другими открытыми вопросами ребята отправляются на занятия английского, чтобы разобраться в теме. 

 

Благодаря волонтерам из трех стран у нас были потрясающие воркшопы: «Моя идентичность и креативность» от Марион из Франции, где участники делали скрапбукинг, рисовали в арт-технике аборигенов Австралии, плели бразильские браслеты и параллельно открывали для себя творческое самовыражение, новые способы визуализации, просто общались между собой и шутили. «Я ушла за материалом, прихожу – Ваня весь обклеен наклейками», - рассказывает Марион.

 

Артур из Великобритании делал мастерскую по рэп-баттлам. Дилан из той же страны придумал воркшоп о том, как стать супергероем и решать глобальные вызовы. В результате получились истории в комиксах: ребята придумывали героев, их суперсилу и характер, разбирали социальные проблемы и сочиняли истории. Айе из Нидерландов на своей мастерской интересно рассказывал о стране, традициях и языке. Помимо английского в лагере появился голландский.

 

Свобода выбора – это важно. Ребенок мог выбирать от темы своего проекта до формата вечернего мероприятия, еды и занятий в свободное время. Еще в начале программы мы договорились -  это место мы создаем вместе. От нашей активности и вовлеченности зависит программа. Такую свободу и доверие участники ценили, помогая нам в ответ по кухне и следя за порядком в домиках.

 

Другой гениальной идеей стал день свободного посещение лагеря родителями и мастер-классы от некоторых из них. «Как родитель, я ценю такую открытость», «мне было очень приятно и интересно работать с детьми на мастер-классе», - из разговоров с родителями. Мы благодарны всем родителям за доверие, а ваши мастер-классы по контактной импровизации, профессиональной навигации и “Пяти языкам любви, или Как понимать друг друга и договариваться" - дополнили программу эксклюзивом.

 

К финалу лагеря участники делали проекты: выбирали и прорабатывали темы на английском, делали презентации, плакаты, сценки. Так, мы увидели презентацию «Война – это не выход», сценки «Гендерное равенство» о том, что в нашем обществе у мужчин и женщин должны быть равные права, «Твоя безопасность в Интернете», поэму «Мы все люди», рассуждение о необходимости включаться в кампанию по борьбе с климатическими изменениями, огромный комикс на английском языке о типичной ситуации в школе и стереотипном оценивании со стороны учителей, услышали идею организовать школьный клуб по обсуждению международных новостей на английском языке.

 

В нашем лагере нет оценок, но мы учим рефлексии своих знаний, компетенций, осознанию того, что умеешь и чему еще нужно учиться. Это абсолютно непривычный формат для российских школьников, но он дает возможность сфокусироваться на личном прогрессе, не сравнивая себя с другими.

 

Третий принцип

Окруженные природой и приятными мелочами

Мы убеждены: окружение влияет на человека. Поэтому для своего кэмпа мы искали красивое место на природе, с вдохновляющей атмосферой, комфортным проживанием и пространством под занятия. Нашим домом стал «Нарым», научно-исследовательская база заповедника «Столбы». Мы соседствовали с природой, смотрели на скалы и гуляли по живописной местности, ходили в мини-поход, а некоторые смогли не проспать восход солнца.  

 

Второй элемент всеобщего вдохновения – наш личный повар Татьяна, которая с помощником Данилом готовила для нас самую вкусную и полезную еду на планете, учитывая предпочтения всех. «Вам вегетарианское блюдо или с мясом?», «подходите за добавкой», «вы хотите картошку с машем?» - лишь часть привычных фраз на кухне. А меню! только представьте: суп с обжаренным в специях адыгейским сыром, банановые оладьи, итальянские спагетти с сосисками, борщ с фасолью, оливье, греческий салат, а на завершающий ужин нам приготовили хот-доги, безалкогольный глинтвейн, походный торт из печенья со сгущенкой и орехами, а также у костра можно было жарить зефирки на палочах. Компоты, чай каркаде, фрукты, сладкое – для себя мы организовали всё самое вкусное. Чтобы как дома.

 

Ольга, мама одного из участников:

 

«Ребенок стал есть всё подряд! В лагере он распробовал кашу, теперь просит ее готовить. Наша бабушка в шоке – раньше его невозможно было заставить. Я вам очень благодарна, всем преподавателям. Он приехал довольный, эмоционально как-то повзрослел, делится впечатлениями и знаниями. Куда дальше с вами можно поехать? Запишите нас на всё!»

 

 

Во время подготовки лагеря мы трепетно относились к деталям, коммуникации с родителями, доносили каждую деталь по заезду приветственным письмом и на самой базе ребят ждал огромный приветственный welcome-плакат с именами всех участников. А в домиках каждого ждала открытка с пожеланиями и вкусная конфета. Детали формируют атмосферу и команде организаторов приятно заботиться о группе.

Из разговора с родителем:

- А если вы еще его заставите картошку чистить – будет вообще замечательно!

- А зачем «заставлять»? Мы его просто попросим. Если захочет – будем рады и благодарны.

 

Летняя школа английского еще раз показала, что сегодняшние подростки - это новое поколение, с которым не работают нравоучения и навязывание собственной точки зрения. Когда мы создаем доверительную атмосферу, где преподаватель приглашает, а не обязывает учиться, когда мы включаем темы, которые действительно волнуют сегодняшнюю молодежь, когда мы предоставляем безопасное и безоценочное пространство для самовыражения, - тогда образовательный эффект увеличивается в разы, происходят позитивные личностные изменения и мотивация к познанию нового. В нашем случае - вера в себя и собственные силы и желание изучать “живой” английский язык. Ведь это счастье, когда ты расширяешь границы и понимаешь, что можешь еще, главное, чтобы рядом были люди и педагоги, которые тебя поддерживают. 

 

Отзывы

участников, родителей, преподавателей и волонтеров

Анастасия Носкова, 15 лет:

 

Лагерь произвел на меня огромное впечатление. Это было просто невероятное собрание разносторонних людей и мнений, с которыми было огромное удовольствие работать в группе. Темы каждого дня были довольно серьезными: стереотипы, буллинг, глобализация. Каждое мнение воспринимали и выслушивали без каких-либо осуждений, хотя иногда они могли не соответствовать другим. Глядя на этот проект, появилось огромное желание дальше учить английский язык, прокачивать свои знания и навыки, а также тесно взаимодействовать с Интеррой в дальнейшем;)

 

Елена Сарапова, 11 лет:
Организация была на высоте. Все волонтеры и преподаватели активные, готовы помочь. Отдельное спасибо повару за очень вкусную еду. Программа интересная и насыщенная, а главное во время уроков мы смогли пообщаться на такие темы, которые в обычной жизни не затрагиваются, да ещё и на английском. Для меня лагерь стал настоящим открытием. Я смогла преодолеть языковой барьер, первый раз в жизни пообщаться с иностранцами, завести новых друзей и здорово повеселиться. Я хочу приехать сюда снова в следующем году.

Настя Конева, 12 лет

 

Я была очень рада принять участие в лагере, после которого начала лучше понимать английский и начала лучше на нём разговаривать. Все волонтёры, преподаватели очень интересные, весёлые и умные. Я хочу сказать большое спасибо за эти 10 дней, мне безумно понравилось учиться и я нашла людей которым нравится то, что я делаю! Вы лучшие!

 

Екатерина Хрулева, мама участницы:

 

Как и в прошлом году хотелось бы отметить отличную организацию лагеря в целом, особенно порадовал выбор места, иностранные волонтеры и свой повар (особенно всем понравился прощальный ужин).

Радует, что ребята стали более сплоченными, общительными и учились работать в группе (для моей дочери важный жизненный навык, т.к. ей всегда проще все сделать самой). Лиза была в восторге от Марион и ее мастер-классов,которые оказались очень интересными и познавательными.

Кроме образовательного момента, ребята приобрели отличный опыт самоорганизации, взаимовыручки и помощи, помогая на кухне, убираясь в домиках и обеспечивая себя водой.

Спасибо организаторам и всем причастным к лагерю!!!

P.S. задумались о волонтерстве в следующем сезоне, если возьмете

 

Елена Ронгонен, мама участницы:
Большое вот такое спасибо всем, кто организовал лагерь! Дочка в восторге! Приехала спокойная и радостная. С новыми знакомствами, мыслями и впечатлениями. Сегодня целый день рассказывает про то, как классно было, какие замечательные люди были - Марион веселая, Дилан скромный, Aйe интересный очень, Артур много всего знает, какая необыкновенная Кристина - директор, что она ласковая и всегда с нами, а не с бумагами, а Данил классно готовит и вообще кормили «извини Мама, но лучше чем ты!» и хорошо было бы, если бы Надя жила в Академе и преподавала у нас английский...Однозначно хочет афте-пати))

 

Анна Добровидова, мама участницы:

 

Закончился лагерь, выслушаны все разговоры, разобраны сумки. Огромная благодарность организаторам за событие, которое они создали.  Дочка приехала радостная, с желанием говорить на английском. Отдельно хочется сказать спасибо за атмосферу лагеря. Прекрасные условия проживания, интересная насыщенная программа уместились вместе с весёлым непринужденным настроением. У дочки появились новые друзья, новые знания, уверенность в своих силах. Прошел страх "сказать неправильно". Это прекрасный опыт. Спасибо большое. Успехов и удачи организаторам в этом непростом деле!

 

Артур Бирд, волонтер: 
Я был не первый раз волонтер в лагере английского языка, но точно был в первый раз в лагере, где участники настолько заинтересованы в темах, которые мы обсуждали, и настолько готовы выдавать из себя для того, чтобы занятия были интересные и конструктивные. Мне особенно понравилось вести воркшопы о рэп баттлах. Я сначала переживал, что дети не будут готовы писать стихи, и тем более юмористические и на английском языке. Однако, получились прекрасные и своеобразные баттлы. Все боялись выступать в последний вечер, сказали что не будут, что будет позорище, но в конце концов все появились на сцене и прекрасно читали свои стихи под бит и аплодисменты стоящих вокруг людей. Я был вдохновлен их смелостью выступать в таком формате на английском и надеюсь, что эти воркшопы также вдохновили хоть пару участника писать стихотворения и прозу на английском!

 

Надежда Кайдаракова, преподаватель:

 

Этот лагерь в очередной раз открыл передо мной удивительный мир детей. Еще на первом интервью, когда мы распределяли участников по группам я поразилась их открытости, мы разговаривали о их друзьях, семьях, они рассказывали личные истории. И тогда я пожалела, что в моей группе предполагается всего 8 человек и я не смогу пообщаться со всеми на те темы, которые мы планировали обсудить. Сначала у меня были опасения, что не все дети захотят говорить о глобализации, например. Но все получилось, и это показал день проектов, когда участники, как профессионалы, делали репортажи с интервью волонтеров о буллинге, рисовали комиксы с поучительной историей, показывали философские сценки и зачитывали стихи об уважении и разнообразии всех нас. Я надеюсь, что каждый участник EnterTime открыл для себя что-то новое, преодолел языковой барьер и, поверив в свои силы, двинется дальше к новым вершинам) Время включаться!😉

 

Катерина Любимова, преподаватель:
Своей задачей я видела создать ситуации говорения на английском. Любыми конструкциями, любыми словами, пусть с ошибками, но на английском  попытаться донести свою мысль до других. На мой взгляд всем участникам удалось преодолеть сложности языкового барьера и получить удовольствие, что ты можешь выразить себя или просто узнать, какую музыку любит Марион или Артур.

 

Следующим летом обязательно повторим Лагерь английского.

Так что еще увидимся, see you! 

Текст подготовила Кристина Заплатина

Фото: Кристина Заплатина, Айе Оостервуд и другие участники лагеря