Как сделать крутой лагерь английского для подростков. Три наших правила

Этим летом мы сделали лагерь международного уровня, который состоялся во второй раз под Красноярском. Мы подумали, чего не хватает современным школам, и добавили то, что лично нас вдохновляет. В итоге получились организовать 10 дней насыщенной программы про лучший мир, где подростки 11-16 лет изучали тему диалога и разрешения конфликтов мирным путем. Каждый день мы погружались в такие темы, как многообразие и коммуникация с людьми из разных стран, стереотипы, язык ненависти и его опасность, эмпатия, глобальная взаимосвязь и сотрудничество. Непростые темы для подростков, согласитесь? Педагоги и волонтеры из Великобритании, Франции и Нидерландов добавили программе международности. А три наших принципа сделали кэмп отличным от остальных. Делимся секретами, как найти общий язык с подростками и организовать классную образовательную площадку. 

 

Первый принцип. 

 Безопасность, комфорт, принятие и уважение 

О первом дне. Знакомимся и топим лед


Полдень. Группа участников заезжает в свои домики и мы начинаем встречу со знакомства. Первой встрече мы уделяем особое внимание, так как это дает возможность перебороть страх неизвестности (поверьте, ехать в лагерь - это страшно), найти с другими что-то общее, почувствовать доверие и безопасность. Молчаливые ответы на вопросы «постройтесь по цвету глаз, сколько времени занял ваш пути до базы, первая буква имени...», подвижные диалоги в парах («твой любимый фильм, что сделаешь, если выиграешь миллион, как выглядит твой идеальный день, какой человек оказал наибольшее влияние на твою жизнь), представление команды в форме квиза: «Этот человек был в 37 странах, давал интервью региональным СМИ, жил в палатке в Африке и спасал еду от животных. Кто это? Кристина, директор лагеря». Далее объяснение распорядка и организационных правил и вопрос к участникам – а как им хочется жить эти дни вдали от дома? А в конце дня своей мини-группой «вечерние свечки», где мы делимся, как прошел день, что понравилось или запомнилось больше всего, что хотелось бы изменить. Мы постоянно обращались к детям за обратной связью, что помогало понимать, что добавить на следующий день, где группа не справляется и появляются мини-кризисы, а кому нужно уделить больше времени и о ком позаботиться.
 

Второй принцип

Другое отношение

Здесь пространство, где можно увлеченно обсуждать темы, которые волнуют тебя. Здесь можно быть собой. Какой бы ни был перед нами ребенок – мы стараемся безоценочно относиться ко всем. Исходя из этого мы наполняли программу интересными темами и экспериментами. Утро начинали с «импульсов» на тему дня - коротких цепляющих докладов. Потом занятия в языковых группах, свободное время или freaky sport, игры от волонтеров, воркшопы по выбору и вечернее мероприятие – танцы «Just dance», «Чудаковатые» таланты, шоу «100500 вопросов волонтерам», игра "Тайный друг".

В нашем лагере мы подбирали темы и форматы, которые касаются лично подростков, даже если речь шла о мировых процессах.

 

Пример погружения в глобальную картину мира

Воркшопы от иностранных волонтеров

Свобода + ответственность

Мастер-классы от родителей

Форматы наших занятий сильно отличаются от привычных, школьных. Например, представить, что все 33 человека представляют население нашей планеты. Сколько человека будет жить на каждом континенте? Каждый должен распределиться по континентам со своим стулом.  Интересный факт, что изначально много человек толпится в Америке, Европе (вместе с Россией), Азии. На остальные континенты остается мало “населения”. В реальности цифры немного другие. Если бы мир состоял из 33 человек, то на Европу бы приходилось всего 3. Как формировалась наша картина мира? Рассуждаем дальше: а как выглядит распределение ресурсов на планете? Картина еще более шокирующая: 18 человек населения Азии должны попробовать уместиться на 8-и стульях, при том что 3 человека из Европы спокойно лежат на 10-и  - метафора, показывающая неравнозначность распределения мировых ресурсов. Какие у этого есть причины и последствия? Как весь мир взаимосвязан и взаимозависим? С этими и другими открытыми вопросами ребята отправляются на занятия английского, чтобы разобраться в теме. 

 

Благодаря волонтерам из трех стран у нас были потрясающие воркшопы: «Моя идентичность и креативность» от Марион из Франции, где участники делали скрапбукинг, рисовали в арт-технике аборигенов Австралии, плели бразильские браслеты и параллельно открывали для себя творческое самовыражение, новые способы визуализации, просто общались между собой и шутили. «Я ушла за материалом, прихожу – Ваня весь обклеен наклейками», - рассказывает Марион.

 

Артур из Великобритании делал мастерскую по рэп-баттлам. Дилан из той же страны придумал воркшоп о том, как стать супергероем и решать глобальные вызовы. В результате получились истории в комиксах: ребята придумывали героев, их суперсилу и характер, разбирали социальные проблемы и сочиняли истории. Айе из Нидерландов на своей мастерской интересно рассказывал о стране, традициях и языке. Помимо английского в лагере появился голландский.

 

Свобода выбора – это важно. Ребенок мог выбирать от темы своего проекта до формата вечернего мероприятия, еды и занятий в свободное время. Еще в начале программы мы договорились -  это место мы создаем вместе. От нашей активности и вовлеченности зависит программа. Такую свободу и доверие участники ценили, помогая нам в ответ по кухне и следя за порядком в домиках.

 

Другой гениальной идеей стал день свободного посещение лагеря родителями и мастер-классы от некоторых из них. «Как родитель, я ценю такую открытость», «мне было очень приятно и интересно работать с детьми на мастер-классе», - из разговоров с родителями. Мы благодарны всем родителям за доверие, а ваши мастер-классы по контактной импровизации, профессиональной навигации и “Пяти языкам любви, или Как понимать друг друга и договариваться" - дополнили программу эксклюзивом.

 

К финалу лагеря участники делали проекты: выбирали и прорабатывали темы на английском, делали презентации, плакаты, сценки. Так, мы увидели презентацию «Война – это не выход», сценки «Гендерное равенство» о том, что в нашем обществе у мужчин и женщин должны быть равные права, «Твоя безопасность в Интернете», поэму «Мы все люди», рассуждение о необходимости включаться в кампанию по борьбе с климатическими изменениями, огромный комикс на английском языке о типичной ситуации в школе и стереотипном оценивании со стороны учителей, услышали идею организовать школьный клуб по обсуждению международных новостей на английском языке.

 

В нашем лагере нет оценок, но мы учим рефлексии своих знаний, компетенций, осознанию того, что умеешь и чему еще нужно учиться. Это абсолютно непривычный формат для российских школьников, но он дает возможность сфокусироваться на личном прогрессе, не сравнивая себя с другими.

 

Третий принцип

Окруженные природой и приятными мелочами

Мы убеждены: окружение влияет на человека. Поэтому для своего кэмпа мы искали красивое место на природе, с вдохновляющей атмосферой, комфортным проживанием и пространством под занятия. Нашим домом стал «Нарым», научно-исследовательская база заповедника «Столбы». Мы соседствовали с природой, смотрели на скалы и гуляли по живописной местности, ходили в мини-поход, а некоторые смогли не проспать восход солнца.  

 

Второй элемент всеобщего вдохновения – наш личный повар Татьяна, которая с помощником Данилом готовила для нас самую вкусную и полезную еду на планете, учитывая предпочтения всех. «Вам вегетарианское блюдо или с мясом?», «подходите за добавкой», «вы хотите картошку с машем?» - лишь часть привычных фраз на кухне. А меню! только представьте: суп с обжаренным в специях адыгейским сыром, банановые оладьи, итальянские спагетти с сосисками, борщ с фасолью, оливье, греческий салат, а на завершающий ужин нам приготовили хот-доги, безалкогольный глинтвейн, походный торт из печенья со сгущенкой и орехами, а также у костра можно было жарить зефирки на палочах. Компоты, чай каркаде, фрукты, сладкое – для себя мы организовали всё самое вкусное. Чтобы как дома.

 

Во время подготовки лагеря мы трепетно относились к деталям, коммуникации с родителями, доносили каждую деталь по заезду приветственным письмом и на самой базе ребят ждал огромный приветственный welcome-плакат с именами всех участников. А в домиках каждого ждала открытка с пожеланиями и вкусная конфета. Детали формируют атмосферу и команде организаторов приятно заботиться о группе.

Из разговора с родителем:

- А если вы еще его заставите картошку чистить – будет вообще замечательно!

- А зачем «заставлять»? Мы его просто попросим. Если захочет – будем рады и благодарны.

 

Летняя школа английского еще раз показала, что сегодняшние подростки - это новое поколение, с которым не работают нравоучения и навязывание собственной точки зрения. Когда мы создаем доверительную атмосферу, где преподаватель приглашает, а не обязывает учиться, когда мы включаем темы, которые действительно волнуют сегодняшнюю молодежь, когда мы предоставляем безопасное и безоценочное пространство для самовыражения, - тогда образовательный эффект увеличивается в разы, происходят позитивные личностные изменения и мотивация к познанию нового. В нашем случае - вера в себя и собственные силы и желание изучать “живой” английский язык. Ведь это счастье, когда ты расширяешь границы и понимаешь, что можешь еще, главное, чтобы рядом были люди и педагоги, которые тебя поддерживают. 

 

Отзывы

участников, родителей, преподавателей и волонтеров

Следующим летом обязательно повторим Лагерь английского.

Так что еще увидимся, see you! 

Текст подготовила Кристина Заплатина

Фото: Кристина Заплатина, Айе Оостервуд и другие участники лагеря