В каком мире хотят жить подростки? О летней школе английского

- Скажите, а почему вы все время спрашиваете наше мнение и впечатление? - задал мне этим летом как-то между прочим весьма неожиданный вопрос 14-летний участник нашей летней школы английского.

- А тебе это не нравится?

- Нравится!

- Ну вот поэтому и спрашиваем!

… А еще мы спрашивали и спрашиваем мнение наших участников, чтобы они потом точно также могли задавать вопросы себе, рефлексировать, взвешивать плюсы и минусы расставлять приоритеты, предлагать - влиять на мир вокруг себя! Нам важно дать им чувство сопричастности с окружающим миром, важно донести, что неравнодушие и сознательная позиция по отношению к происходящему вокруг могут нести изменения.

 

В этом году в июле мы провели летнюю школу английского “Лучший мир: время включаться”, где совместили идею погружения в изучение английского с разговором о важных тенденциях развития современного общества, о целях устойчивого развития. Распределение воды и ресурсов, права человека, развитие городского пространства, изменение климата и наше здоровье - эти темы стали содержанием дней, не оставили равнодушными детей и заставили каждого запустить его программу речи на английском. Ведь прочувствовав через игру или интерактивный смысловой посыл острую актуальность проблемы, говорить хочется, промолчать - просто невозможно. Для этого и подключаются все возможные и невозможные резервы мозга, активируются файлы памяти и сознания.

 

Мы - это команда Интерры (преподаватели английского языка, тренеры неформального образования по межкультурной коммуникации): Елена Лютько, Настя Мокрушина, Кристина Заплатина, Эрик Мольц (Германия). Плюс с нами “сделали это лето” для многих ребят наши волонтеры- вожатые, ведущие мастерских: Айе Вибе Оостервуд (Нидерланды), Зельмег Онтгонтого (Германия) и, конечно, трое непосредственных, но обаятельных ребят из Египта (Хамди, Магди и Саид).

Мы обязаны что-то менять

Каждый день я узнавала удивительные факты в различных сферах жизни. Например, спрятанная вода находится во всех предметах, что нас окружают (это та вода, которая требуется для производства). Факт того, сколько мы тратим воды в день и как ее добывают люди в странах Третьего мира, перевернул мое сознание. (Диана, 15 лет)

Раньше я не задумывался о том, какие убытки приносят природные катаклизмы. Конечно же, большинство этих тем мы знаем ещё с первого класса, но их изучение в своего рода игровой форме это просто нечто! (Илья, 14 лет)

Но самым шокирующим для меня было количество людей, умирающих каждый год по разным причинам: нехватка воды, болезни, антисанитария. Эти цифры дают понять, что в нашем мире не все хорошо, и мы обязаны что-то менять. (Елизавета, 15 лет)

Историй было очень много, но когда заболела моя соседка по комнате я поняла что мне очень важны люди, которые присутствовали в данном лагере. (Мария, 14 лет)

Вот именно эти открытия и постепенные понимания для самих себя того, в каком мире хочется жить, что хочется менять - так ценны для нас! Для этого мы и затеяли лагерь.
А английский - как язык международного общения - это ведь как раз инструмент для того, чтобы совместно менять этот мир к лучшему.

 

Мелочи - не мелочи

Каждый человек талантлив по-своему и важно, чтобы он захотел использовать свой потенциал, “открылся навстречу”. Такое “чудо” часто совершает мотивация, а она зависит от многих факторов… Для одного это понимание неизбежности, необходимость использования. Для другого - практическая применимость здесь и сейчас того, что учишь. Для третьего - безопасное пространство, чувство того, что тебя поддержат и услышат. Казалось бы, мелочи на фоне всего остального массива работы, а может, именно они становятся решающими...

Меня восхитила атмосфера этой школы. На входе в корпус нас встретил волонтер Айе, и он сразу начал говорить на английском. Мы были в шоке. А потом, когда мы адаптировались, было очень интересно общаться с волонтерами. (Мария, 14 лет)

Поддержка со стороны учителей и волонтеров, их помощь и заинтересованность в чувствах каждого из нас пробуждали внутри только теплые чувства. Все заражали друг друга своей внутренней энергией и хорошим настроением. (Оля, 16 лет)

 

А кроме языка...

Все взаимосвязано. Учить язык - это и развивать, например, коммуникативные способности, и расширять представления о мире, и понимать что-то про себя, и даже - менять свои привычки. Самое удивительное, что это работает и в обратную сторону. Расширение кругозора, развитие навыков коммуникации и т. п. делают тебя более успешным в овладении другим языком.

Помимо английского я узнал кусочек голландского, египетского и немецкого. Также я не только получил новые знания языка, но еще и узнал о многих глобальных проблемах. Теперь, не задумываясь об этом, выключаю воду, когда чищу зубы. (Матвей, 15 лет)

Мне кажется, я стал более открытым. Свободнее стал говорить по-английски, выучил много новых слов. Появилось желание попробовать себя в новых вещах, о которых я раньше не задумывался. Узнал о действительно важных проблемах в мире, и о том как люди живут в других странах. (Орхан, 16 лет)

Самыми яркими были участия в разных мероприятиях, а также опыт немых фильмов, где я открыла себя с другой стороны. (Елизавета, 15 лет)

Как снять языковой барьер, или Искусство диалога подушками

Вербальная коммуникация хороша и значима, но часто невербальная за короткие полчаса снимает больше психологических барьеров, чем год языковых тренировок.

Самый запоминающийся момент в лагере был последний воркшоп. Его вели наши любимые египтяне (их я запомнила больше всего). Чтобы обсуждать темы, либо что-то делать, как обычно, проводились воркшопы, но в этот раз вместо этого мы дрались подушками. И тогда я поняла, что неважно с какой ты страны, какой ты национальности, все мы в чем-то похожи, когда нас что-то объединяет. Именно в лагере нас объединяло изучение языка. Благодаря этому мы стали ближе, в последней день не хотелось прощаться, не хотелось уезжать мы все привязались к друг другу. Именно в лагере я получила мотивацию для дальнейшего изучения языка и для участия в других проектах. (Алина, 16 лет)

 

*К слову сказать, сомнений было море перед началом данного мини-события. Но Магди, наш волонтер из Египта, ведущий и основной вдохновитель данного “тренинга” заявил: “Я тебя уверяю, дети будут счастливы.” Этот аргумент стал решающим…))

Философия от детей - философия
о детях

Не устаю удивляться детям, их способности “узреть в корень”, способности почувствовать и заметить. На вечерних “огоньках” (= “night talks”) часто звучали удивительные вещи, когда дети делились своими открытиями и предложениями.

Для меня стало открытием, что один человек, действительно, может стать для другого лекарством” (Мария, 13 лет, участница летней школы).

А давайте откроем кружок деградации? Назовем его “Деградируем вместе”. Мы там будем обсуждать то, как деградирует наше общество и в чем это проявляется. (Алиса, 14 лет)

 

 

Английский не за школьной партой

За время нашей летней школы случилось очень много взрывов эмоций при понимании, что “ух-ты… я заговорил на английском”.

10 days we spoke only English! И это невероятная практика, после которой мне сложно говорить на русском=) (Алиса, 14 лет)

Общение только на английском - об этом даже сказать нечего, надо просто испытать это на себе. (Илья, 14 лет)

Летняя школа для детей и подростков является также возможностью попробовать себя в новой области. Так на мастерской Саида ребята придумывали сюжет и делали постановки на “злобу дня”, которыми порадовали нас всех на последнем вечере. Но вы только представьте сколько всего нужно обсудить, чтобы получился продукт! А если обсуждения возможны только на английском? Тут уж точно вспомнишь все то, что знаешь и не знаешь.

 

Мы - это несколько разных “я”

Внутри оргкоманды мы много шутили на вечерних планерках, перемешивая всё серьезными вопросами планирования. Обсуждали, как пошаговые достижения детей, так и проблемные моменты. Не всегда нам самим было легко принять разность наших культур относительно понимания времени, особенностей питания, обязанностей, методов работы и ожиданий. Для нас, для оргкоманды “Интерры”, каждый раз работа в смешанной международной команде - это и тренинг, и своеобразная проверка на “профпригодность”, что мы участников проектов способны вести в мир, в котором ценится умение договориться друг с другом. И да, сделать это можно и нужно не просто на английском, а на языке эффективной межкультурной коммуникации. И пока мы эту проверку выдерживаем раз за разом.

 

* * *

Текст: Елена Лютько

Фото в галерее: Елена Бобовская, Айе Оостервуд. Больше фотографиий и видео - в ВК-группе проекта 

 

Подать предварительную заявку на участие в летней языковой школе от Интерры 2019 можно уже сейчас

 

Подать заявку

 

Также вы можете подписаться на новостную рассылку Интерры, чтобы быть в курсе новых проектов, языковых клубов, интенсивов-погружений и пр. 

Подписаться на рассылку