«Начинаешь более целостно смотреть на наш мир, понимать, какие цели должны преследовать люди в своей работе»

В четвертый раз провели Международную летнюю школу совместно с Институтом управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета.

Летняя школа "Глобальное предпринимательство в реальном и виртуальном пространстве” - это интенсивный образовательный тренинг на тему устойчивого развития, навыков 21 века, глобальных трендов в предпринимательстве. Цифровая трансформация, случившаяся во всем мире в этом году, стала тематическим фокусом школы.

Для нас было вызовом перевести школу, которая до этого проходила 3 года офлайн, - в онлайн, — рассказала Анастасия Мокрушина, координатор школы со стороны «Интерры». — Но мы обнаружили в этом массу преимуществ. Во-первых, смогли пригласить больше участников, если раньше в школе с российской стороны принимали участие около 10-и человек, то в этот раз было 30 участников. Еще один плюс: дополнили преимущественно красноярский состав, как было в прошлые годы, ребятами из других регионов России и других стран.

Так, в школе приняли участие студенты и выпускники экономических, управленческих специальностей, факультета международных отношений, регионоведения из разных городов России и не только. География проекта охватила такие регионы и страны, как Красноярск и Красноярский край, Алтайский край, Иркутская, Новосибирская, Томская, Ростовская области, Улан-Удэ, Санкт-Петербург, Самара, Удмуртская Республика, Республика Алтай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан.

 

За 10 рабочих дней участники освоили 6 образовательных модулей, состоящих из лекций, интерактивных тренингов и практических домашних заданий, с привлечением ведущих преподавателей-практиков и профильных экспертов в области устойчивого развития. Экспертами школы выступили: Isabelle Roske (Uni-Assist e.V.), Алексей Сидоренко (Теплица социальных технологий), Анастасия Гулявина (Московская школа профессиональной филантропии фонда «Друзья»), Неля Рахимова («Открытая школа устойчивого развития»), Максим Пижевский (Ассоциация EcoVisio).

Пользуясь своим опытом, мы привлекли специалистов, в которых уверены, которые не только знают, но и практикуют свои темы, — прокомментировала выбор экспертов Анастасия. — Но в случае очного участия они навряд ли смогли бы выкроить время на Летнюю школу в своем занятом графике, а присоединиться на полтора часа дистанционно проще.

Самыми полезными стали лекции с Анастасией Гулявиной (!), Алексеем Сидоренко(!), Анатолием Сергеевым и Серго Барамидзе и бонусный мастер-класс с Isabelle Roske(!). Если бы было возможно, я бы поучаствовала в этих лекциях и мастер-классах второй раз. Можно даже сказать, что они показали, как много я ещё не знаю. Вот, например, я несколько лет изучала волонтёрские организации, практики реализации бизнес-идеи, узнавала о международных компаниях и направлениях их работы, но оказалось, что то, что я знала раньше, это по ощущениям 10% от всех организаций, о которых рассказали эксперты. А об остальных я слышала впервые и поэтому, ключевые идеи и ресурсы конспектировала в блокнот:)

- из анкеты обратной связи

Мне очень понравилась панельная дискуссия с экспертами. Развивать компании на с/х и экологическом пути крайне ясно, просто, интересно, полезно и подходит под современные реалии.

- из анкеты обратной связи

Чему участники научились за время Летней школы?

Рефлексия — важная составляющая наших образовательных проектов. Поэтому после окончания всех сессий участники делятся впечатлениями и заполняют анкеты, чтобы осмыслить полученные знания и навыки.

 

Так чему научились участники МЛШ? Мыслить системно, анализировать ситуацию с разных сторон, пользоваться практическими матрицами. Не стесняться делиться своим мнением и идеями. Работать в команде. Не останавливаться на достигнутом и преодолевать трудности. Решать реальные кейсы и структурировать информацию.

Какие важные знания приобрели участники?

Знания, касаемые ЦУР, VUCA-мир, цифровизации и социального предпринимательства, межкультурного образования, волонтерских программ, работе НКО - в локальной и глобальной географии.

Я познакомилась с несколькими практическими инструментами, такими как Матрица общего блага и Cynefin framework. Узнала о новых программах для работы с данными. О карьерной траектории в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Познакомилась с новыми примерами представления информация во время онлайн-тренингов.

- из анкеты обратной связи

Детально изучил ЦУР, ознакомился с платформами и сайтами для развития компетенций, составил список действий по организации социального предпринимательства, улучшил навыки разговорного английского.

- из анкеты обратной связи

Я лучше узнала о понятии устойчивого развития, о целях, которые решаются на глобальном уровне для достижения благополучия общества и, что эти цели могут быть в основе принципов и стратегии бизнеса. Также я научилась решать новые кейсы, изучила новые материалы об экологических, экономических, социальных решениях на русском и английском, узнала от других участников о множестве новых для меня понятий, в которые до сих пор глубоко не вникала (шеринговые команды, умные города, эко-системное развитие и многое другое), закрепила навыки работы в команде и познакомилась с новыми людьми из самых разных городов и стран. Что мне особенно запомнилось в школе, так это разные мнения и опыт относительно социального предпринимательства и тенденций в цифровизации от ведущих экспертов.

- из анкеты обратной связи

А что же формат? И лекции, и практикумы проходили онлайн. 

Большинство участников отметили его удобство.

Формат был для меня не нов, поэтому сложностей не возникло. С диджитал-инструментами, предложенными для работы, я также была знакома. Они мне показались достаточно интерактивными и оптимальными для "новичков". Модераторы грамотно распределили роли между собой, была достаточно хорошая групповая динамика. Технические проблемы практически всегда решались своевременно.

- из анкеты обратной связи

Мне было очень интересно поучаствовать в такой школе впервые. Я был приятно удивлен подготовленностью организаторов в части проведения практикумов (работа через miro, в группах). Но иногда все же хотелось живого общения:)

- из анкеты обратной связи

Было комфортно, что модераторы подбадривали, все объясняли, оставались на позитиве, поясняли все задания! Круто было, что школа началась с практикума, поскольку произошло моментальная кооперация.

- из анкеты обратной связи

— Классно сработала модель "лекция плюс мастер-класс", — рассказала Анастасия Мокрушина. — На лекции знакомились с темой, на практикуме глубже прорабатывали отдельные моменты, обрабатывали информацию в малых группах, презентовали ее остальным, формировали свою позицию. Это позволяет лучше запоминать материал.

Вообще, работа в группах хорошо зашла, что стало открытием для самих участников. Несмотря на онлайн, удалось организовать процесс, когда каждый участник мог высказаться, поспорить, заявить о себе.

 

Все эти моменты вкупе - долгая предварительная работа, качественная подготовка экспертов, работа с участниками - дали нереальный эффект. Более 80 процентов группы присутствовали на всех занятиях, что для онлайна редкость. Значит был интерес, была включенность. Мы получили много слов благодарности и положительных отзывов. Опыт этого года дает нам возможность рассмотреть самые разные варианты проведения Летней школы в следующие годы. Это был мощный качественный рывок, и мы будем развиваться дальше. 

 

Организаторы Летней школы: Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета в партнерстве с Красноярской общественной организацией “Интерра”
➤ Статья от СФУ «Четвертая летняя школа по предпринимательству объединила страны Содружества»

Список онлайн-ресурсов, которые были использованы для содержательной работы по темам устойчивого развития в рамках школы

Описание летней школы с программой и профилями экспертов

Материал подготовила Ирина Бобровская