Инновации в образовании:
онлайн-тренинг по развитию критического мышления
"Думать нельзя верить"
время:
1,5 дня - офлайн-формат
3 дня (12 ак. часов онлайн + 3 ак. часа самостоятельной работы) - онлайн-формат
основные блоки:
□ Навыки 21 века: критическое мышление
□ Умение работать с информацией
□ Техники развития критического мышления в образовательном процессе
Востребовано ли умение мыслить критически? В ежедневной жизни, когда мы сталкиваемся с манипуляциями письменной и устной, когда нам нужно разработать проект или принять важное решение, мы обращаемся именно к этому навыку. И немыслима успешность в образовании, когда необходимо сформулировать аргументы и контраргументы, проанализировать контекст и найти решение проблеме, разработать проект, если умение критически мыслить у вас недостаточно сформировано.
Как же помочь себе, своим детям и своим ученикам, всем тем, кто рядом развить этот жизненно важный навык? Навык “включать мозг”? Все поддается тренировке. Важно знать, когда и как запускать правильные механизмы в работу.
Для кого наш тренинг?*
➣ Учителя и сотрудники школ
➣ Преподаватели вузов, техникумов
➣ Педагоги системы дополнительного образования, частных языковых школ или развивающих центров
➣ Сотрудники образовательных отделов музеев, библиотек или других учреждений
➣ Молодежные работники
➣ Специалисты образовательных и просветительских программ НКО
➣ Методисты и вожатые детских лагерей
* готовы адаптировать тренинг под специалистов других сфер
Вы наш идеальный участник, если
➣ вы хотите прокачать свой навык критического мышления, понять его составляющие как в бытовой, так и в профессиональной сфере,
➣ вы работаете с группами и вам интересно понять механизмы развития критического мышления и нужны конкретные инструменты для дальнейшей работы
и/или
вам важно понимать, как помочь вашему собственному ребенку мыслить критически,
➣ вы принимаете недирективную форму обучения через действие и рефлексию и готовы активно включаться в тренинговый режим, вы гибки в коммуникациях с другими людьми,
➣ вы поддерживаете идею важности неманипулятивности, открытости, прозрачности, уважения, многообразия в образовательном процессе.
Как мы работаем?
➣ Программа онлайн-тренинга строится по принципу перевернутого обучения с опережающей самостоятельной проработкой материала. Это делается осознанно, так как мы против пассивного лекционного формата при подаче материала. Вместо этого мы практикуем обучение через действие (“learning by doing”) с совместным разбором кейсов, обсуждением и практикой онлайн. Проживание на собственном опыте нескольких эффективных методов по тренировке критического мышления и участие в горизонтальное сессии по обмену опытом “Ярмарка идей” несомненно оживит теоретический материал и вооружит вас готовыми приемами для применения в своей образовательной деятельности.
➣ В тренинге также делается акцент на осознании необходимости навыка критического мышления в разных его проявлениях в ежедневной жизни, а также тех ситуациях, техниках и приемах, которые способствуют его формированию.
Что остается в кармане?
➣ "Методический чемоданчик" - подборка рабочих методов (онлайн и офлайн), описание техники, список рекомендованной литературы и ссылок;
➣ Памятка о том, как ежедневно прокачивать как мышцу навык критически мыслить - как в своей повседневной жизни, так и в педагогической деятельности.
Программа
1 день “Навыки 21 века: критическое мышление”
В течение первого дня мы погружаемся в тему критического мышления, разбираемся с самим понятием и с его составляющими, протестируем и потренируем свой собственный навык критически мыслить.
14.00 - 15.30
Знакомство
□ Анализ ожиданий и мотивационных установок участников семинара
□ Правила работы на семинаре
Введение в понятие критического мышления, составляющие критического мышления.
□ Разные взгляды на понятие КМ
□ Сравнение признаков критического и обыденного мышления
(Е.Н. Волков)
□ В чем необходимость критического мышления?
□ Визуализация понятия
Мы разграничим признаки критического мышления и обыденного\бытового. Через самостоятельное прохождение теста на критическое мышление участники составят представление о своем уровне сформированности навыка и об основных сферах его применения. Мы визуализируем понятие критического мышления и его составляющих.
15.30- 17.00
Навык будущего: критическое мышление
□ Критическое мышление как один из базовых принципов успешного обучения
□ Самонаправленность в обучении и осознанность принятия решений в ежедневной жизни
□ Рефлексивный подход в образовании
В завершении дня участники проанализируют разные варианты рефлексии, помогающие осознанно и продуктивно включиться в образовательные процесс,
а параллельно мы разберем понятие рефлексии и ее место и роль в умении мыслить критически.
2 день “Умение работать с информацией”
Когнитивные искажения в ежедневной жизни и при аргументации. Как распознавать информационные и манипулятивные ловушки?
14.00 - 15.30
Умение работать с информацией и искусство аргументации
□ Логические рассуждения и софизмы \ когнитивные искажения при аргументации.
□ Правило хорошего аргумента
Мы сыграем в методическую игру “Софист”, которая поможет сформировать представление об основных когнитивных искажениях, встречающихся как в ежедневной жизни, так и в учебном процессе
15.30- 17.00
□ Работа с источниками информации
□ Виды манипуляций в СМИ
□ Рефлексия дня
Мы проанализируем предложенные источники информации на момент выявления манипуляций, на конкретных примерах разберемся с понятием “фейков” в новостях. В завершении вместе с участниками сформулируем правила того, как не попадаться на манипуляции, создадим памятку “Как прокачивать критическое мышление”
3 день “Техники развития критического мышления в образовательном процессе”
В течение дня мы выйдем на уровень обобщения и систематизации информации об особенностях и возможностях использования технологии развития критического мышления в образовательном пространстве, о ее месте и роли при формировании универсальных учебных действий и глобальных компетенций.
14.00 - 15.30
“Критическое мышление в образовании. Проблемы и перспективы” (дискуссия)
□ Точки пересечения при развитии критического, аналитического и креативного мышления. Многообразие методов работы.
□ Условия необходимые для формирования критического мышления
□ Основные принципы технологии развития критического мышления в образовательном пространстве (ФГОС и не только).
□ Таксономия Блума и ее применимость в образовательном процессе при оценивании уровня сформированности критического мышления. На основе Дельфи-доклада.
Мы проработаем документы, регламентирующие использование технологии развития критического мышления.
Через подготовку и участие в дискуссии участники смогут глубже осмыслить особенности использования технологии развития критического мышления в образовательном процессе, а также обсудить роль и место метода “дискуссии” в учебном процессе.
15.30 -16.00
Подготовка к ярмарке идей
16.00 - 17.00
Визуализация по теме тренинга (систематизация информации)
“Ярмарка идей”
Проекты участников тренинга (обмен опытом)
Рефлексия тренинга
Мы сделаем обобщение информации по возможности использования разных техник и упражнений и визуализируем полученную информацию.
Резюмируем использованные на тренинге инструменты, методы. Поделимся папкой с методическими материалами и списком рекомендуемой литературы и ссылок.
Подведем итоги тренинга для участников и соберем обратную связь.
Ведущие тренинга
Елена Плехова
Координатор и тренер программы по развитию критического мышления и медиаграмотности "Привычка думать" (2016-2018), с 2018 года проводит тренинги и мастер-классы для педагогов школ Томска и Томской области, студентов и школьников по критическому мышлению
Наталья Кривошапкина
Тренер Ассоциации Российских тренеров и коллегии им Теодора Хойса.
Окончила философский факультет ТГУ, где в 2015 году начала заниматься темой критического мышления. Вместе с научным руководителем мы основали программу по развитию критического мышления у студентов, затем я возглавила областную сетевую программу по развитию КМ у школьников Томской области.
Являюсь выпускницей и тренером международной программы "Привычка думать".
Автор методической разработки тренинга - Елена Лютько, методист и разработчик образовательных событий, преподаватель иностранного языка высшей категории, стаж 15 лет
Отзывы участников
Мне было интересно про выявление приемов манипуляции и подбор аргументов. Такие тренинги быстро ставят мозг на место. Вы профи без пафоса и официоза, всё по делу. Благодарю Интерру за тренеров и насыщенный, продуктивный семинар.
Оксана Савельева, Магнитогорск, специалист в сфере доп.образования
Мне было важно узнать про манипуляции и вопросы. Такие тренинги нужны, здесь много полезной и практикоориентированной информации.
Татьяна Худякова, Курск, тьютор soft skills
Понравилось, что прислали до встречи материалы для ознакомления, чтобы скорее включиться в тему на встрече. Про градации учеников было новым для меня, запомнилось. В целом работа в зуме в таком формате была новой и понравилось, что были сессионные залы, общий чат, все четко. Такие тренинги помогают мягко включиться и освоить работу онлайн. И освоить новые методики работы.
Любовь Чупрова, Красноярск, педагог
Мне понравилась теоретическая подводка к теме семинара и попытка составления собственных определений. Такое обучение позволяет людям из разных городов поучаствовать в тренинге и обсуждениях.
Майя Горская, Москва, тимер международных молодежных проектов
Просим вас заполнить небольшую анкету.
Мы рассмотрим возможности и свяжемся с вами для обсуждения дальнейших деталей
Все вопросы по заказу и организации тренинга можно задать по почте
info@interrasibir.ru
Организатор
"Интерра" работает в неформальном гражданском образовании и с международными проектами с 2004 года. За эти годы нашими участниками стало свыше 10 000 человек.
Критическое мышление и медиаграмотность - важные для нас темы на протяжении последних пяти лет. Вот лишь несколько проектов:
- "Привычка думать" - российско-украинская программа по развитию критического мышления (2016-2018)
- WEB@FREE - международный молодежный образовательный проект
- "Читать между строк" - тренинг по медиаграмотности для молодежных работников
- Подробнее о нас можно узнать здесь
Другие тренинги