Участвующие в проекте New views on history 20 преподавателей истории из России, Беларуси, Украины и Германии разработали четыре плана-конспекта урока, основанные на воспоминаниях советских военнопленных, жителей сожженных деревень Беларуси и переживших Холокост евреев Украины. В этом их поддерживали музей Берлин-Карлсхорст (Германия), общественные организации «СТАН» из Ивано-Франковска (Украина), «Интерра» из Красноярска (Россия) и «Взаимопонимание» из Минска (Беларусь).

 

Воспоминания жертв нацизма дают учащимся возможность посредством доступа к биографической информации разобраться в преступлениях нацизма во Второй мировой войне, а также узнать кое-что об уничтожительной войне на оккупированных территориях Советского союза с точки зрения обычных людей. На примере «операции „Барбаросса“» наглядно прослеживается идеология национал-социализма, основанные на ней различные преступления, а также свойственная им жестокость, частота и системность. Помимо писем жертв нацизма из архива KONTAKTE-KOHTAKTbI и музея Берлин-Карлсхорст, в планы уроков были включены экспонаты из постоянной экспозиции музея, Мемориала Эренхайн Цайтхайн (Gedenkstätte Ehrenhain Zeithain) и фото-источники из Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

 

Планы-конспекты уроков

 

При поддержке переводчиц международные команды разработали три плана урока. Один план был разработан исключительно белорусским авторским коллективом. Этот план был проверен коллегами из других стран с целью успешного применения и адаптации к условиям иностранных школ.

 

Мы предлагаем планы-конспекты заинтересованным учителям истории для использования на уроках. Они могут быть загружены в виде PDF-файлов. Планы уроков предназначены для использования на регулярных уроках истории и сверстаны для печати. Задания и источники могут быть использованы непосредственно на уроке. Для учителей также сформулированы возможные варианты ответов. План урока поможет сориентироваться в его структуре.

 

Видео создано участниками проекта из России

Анимационные видео представляют четыре плана-конспекта урока. Они были созданы участниками проекта совместно с агентством CoAnimate.

Видео создано участниками проекта из Беларуси
Видео создано участниками проекта из Украины

Введение в планы уроков

 

Здесь вы найдете подробную информацию о забытых жертвах нацизма, источниках,  формировании компетенций и дидактические комментарии.

 

Введение к планам-конспектам уроков (русский язык): скачать pdf

► Урок «Бывшие советские военнопленные. Вчера. Сегодня. Завтра»
 
В данном конспекте речь идет о судьбе миллионов советских военнослужащих, попавших в плен. Посредством анализа точных исторических фактов и знакомства с письмами учащиеся смогут распознать, что национал-социалистическая Германия грубо нарушала действующие международные соглашения. Письма затрагивают судьбы советских военнопленных не только в контексте войны, плена и непосредственного послевоенного времени, они описывают жизнь в СССР, а иногда даже в постсоветских государствах. Это дает возможность дифференцированного анализа и выводов, включая разностороннее рассмотрение проблемы.

Скачать PDF на русском
► Урок «Письма выживших жителей сожженных деревень»
 
Целью этого конспекта является анализ преступлений национал-социализма, а именно темы сожженных деревень в Белорусской ССР во время оккупации. Анализ проводится в основном с точки зрения жителей сожженных деревень (письма). Учащиеся также работают с важным документом – «Указом о военной подсудности в районе „Барбаросса“», который легитимировал сжигание деревень солдатами вермахта в рамках актов возмездия за нападения партизанских отрядов, а также одновременно освобождал их от ответственности, несмотря на совершенные военные преступления. При помощи источников учащиеся должны проанализировать, в какой степени этот указ был реализован на практике.

Скачать PDF на русском
► Урок «Судьба евреев во времена национал-социализма в Западной Европе и на оккупированных территориях Советского Союза»
 
Благодаря этому плану-конспекту учащиеся знакомятся со спецификой Холокоста в Германии и Западной Европе, а также на оккупированных территориях Советского Союза. Помимо анализа постоянно ужесточающихся ограничений в отношении еврейского населения Германии и процесса уничтожения евреев (на примере текстовых и иллюстрированных источников, а также информационных текстов) посредством эго-документов, отрывков из дневника Анны Франк и автобиографии Инге Дойчкрон, писем выживших евреев Украины учащиеся познакомятся с повседневной жизнью евреев во время Холокоста в Западной Европе и Советском Союзе.

Скачать PDF на русском
► Урок «Вторая мировая война в Советском Союзе – жертвы сожженных деревень»
 
Этот план урока состоит из восьми модулей, которые соответствуют программе по теме Вторая мировая война. Здесь рассматривается тема тактики «выжженной земли» во время отступления вермахта с территорий Белорусской и Украинской ССР.

Скачать PDF на русском