Красноярская региональная общественная организация альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций

Менторство в программе ESC

Кто такой ментор в программе ЕSC? Зачем он нужен иностранному волонтеру? Почему часто именно от него зависит, как быстро адаптируется волонтер к новой жизни в России, насколько комфортно будет чувствовать себя и сможет ли успешно реализовать свой ЕSC-проект?

Программа «Европейский корпус солидарности» поддерживает международное молодежное добровольческое движение. Целью ЕSC является развитие сплоченности, взаимопонимания, толерантности среди молодежи разных национальностей.

Помимо волонтера в

ЕSC-проект включены

  • Отправляющая организация
  • Принимающая организация
  • Координирующая организация (часто она может совпадать с принимающей или отправляющей организацией)
  • Ментор

 

Программа ESC предполагает непрерывный процесс обучения. Волонтер приобретает социальные и профессиональные навыки, интегрируется в местное сообщество. Поэтому волонтеру, оказавшемуся в непривычной для него среде, просто необходим человек, который будет ему помогать и давать советы. И этот человек — ментор.

 

Именно от ментора волонтер получает поддержку в первую очередь, именно ментор становится близким человеком и другом для волонтера, живущего далеко от семьи и родных.

 

Каждый волонтер, который приезжает в проект испытывает культурный шок. Культурный шок может протекать по-разному — у кого-то ярко выражен, у кого-то — нет. В любом случае, волонтеру необходима поддержка ментора.

Стадии и симптомы культурного шока волонтера

 

Каждая стадия в процессе охарактеризована симптомами и разными видами поведения. Длительность и начало каждой стадии может быть разной и зависит от волонтера и окружающей его ситуации:

 

Медовый месяц – происходит в начале проекта. Волонтеру интересно все новое, он исследует, познает, учится. Волонтер знакомится с новыми людьми, которые кажутся ему добрыми и отзывчивыми.


Культурный шок – волонтер сталкивается с проблемами: с жильем, транспортом, магазинами, языковым барьером. У него нет еще друзей, он не знает города и инфраструктуры. Он не понимает, почему люди ведут себя по-другому, не так как принято в его стране, например, не улыбаются на улице или не целуются при встрече. Все это ужасно расстраивает и раздражает. Живя в абсолютно новых условиях, человек сталкивается с собой как личностью. Ему может быть трудно понять людей вокруг себя – не только их язык, а также образ их поведения и высказываний. Новая среда бросает волонтеру вызов как личности, как человеку, несущему на  себе багаж своей культуры и традиций.


Начальное регулирование – каждодневная деятельность (уборка и поход в магазин) больше не являются трудностями для волонтера. Но волонтер еще не говорит хорошо по-русски, пока может уже понимать что-то и выражать свои мысли и идеи.


Умственная изоляция – волонтер может чувствовать себя одиноким, так как давно не видел своих родителей и близких друзей. Многие волонтеры начинают думать, что не могут выразить и показать самих себя, так же как у себя дома. Часто языковой барьер не исчезает, и волонтер чувствует себя «не в своей тарелке».


Регулирование – рутина (работа, дом, транспорт) исчезает, и волонтер начинает наслаждаться жизнью. Проект начинает быть успешным, волонтер понимает людей вокруг себя и может выразить свои идеи, а, главное, реализовывать их. Волонтер начинает понимать русскую культуру, поведение, привычки и язык. Он привыкает к новым друзьям и соседям по квартире. Жизнь становится комфортной, волонтер чувствует себя дома и не хочет уезжать.

Задачи ментора:

  • Чувствовать настроение волонтера и подстраиваться под его поведение
  • Выводить волонтера из состояний – культурного шока и умственной изоляции, помогая понять происходящее вокруг, «вытаскивая» волонтера из дома, и внимательно слушая рассказы о его родной стране
  • Поддерживать на всех эмоциональных стадиях

Таким образом, становится понятно, что роль ментора в осуществлении ESC-проекта — ключевая, он является одним из главных игроков в проекте и, поддерживая волонтера, следит за его процессом обучения.

 

Если ты — ESC-волонтер, то у тебя должен быть ментор, и если у тебя возникают с ним проблемы, обратись к координатору из твоей принимающей организации.

 

Если же ты только думаешь о своем будущем ESC-проекте и хочешь узнать структуру программы изнутри или просто готов помогать волонтерам в Красноярске в качестве ментора ⇒ заполни небольшую АНКЕТУ-ЗАЯВКУ.

 

Координатор ЕSC в «ИНТЕРРЕ» Настя Мокрушина подскажет, кто и когда приезжает в организацию, а также проведет мини-тренинг для ментора перед приездом волонтера.

Важная информация

Цели ментора

  • общение;
  • культурный обмен;
  • обмен опытом;
  • языковая практика;
  • новые занятия, саморазвитие;
  • ответственность;
  • новые друзья и знакомства.

Обязанности ментора

  • встретить волонтера, объяснить и познакомить с местным сообществом;
  • помогать в сложных ситуациях и мотивировать;
  • выслушивать волонтера, понимать и давать дельные советы;
  • ходить к врачу, если волонтеру требуется;
  • знать программу Европейской Волонтерской Службы;
  • знакомить с особенностями русской культуры;
  • знакомить с городом, транспортной системой, магазинами;
  • проявлять инициативу;
  • учитывать индивидуальные особенности волонтера;
  • помогать разрешать конфликты между волонтером и принимающей организацией; связываться с волонтером до начала проекта;
  • помогать освоить русский язык.

Бонусы менторства

  • завести новых друзей в разных странах
  • узнать лучше себя и улучшить навыки общения
  • узнать программу изнутри и чувствовать себя увереннее, когда ты сам решишь отправиться на ESC
  • быть постоянно в курсе новостей о новых проектах «ИНТЕРРЫ»
  • иметь преимущество при отборе в международные проекты «ИНТЕРРЫ» при прочих равных условиях
  • принимать участие в международных тренингах для менторов, которые время от времени организуются ресурсным центром SALTO

Права ментора

  • помогать знакомиться с проектом, с персоналом на проекте;
  • помогать на проекте, помогать с переводом;
  • иметь ограничения общения с волонтером по времени;
  • иметь возможность установить рамки общения;
  • право свободного времени;
  • задавать вопросы и знать о том, что делает волонтер.

Отзывы менторов  

Мы попросили ребят, выступивших менторами для волонтеров «ИНТЕРРЫ», поделиться впечатлениями.

ЛИАНА САРЕНКОВА, 

ментор EVS-волонтеров Магды Меллер из Дании и Эвы Блахут из Польши

 

Почему я решила стать ментором?

Я всегда любила общаться с иностранцами, узнавать об их культуре и обмениваться опытом. Также я очень люблю помогать людям, а будучи ментором ты знакомишь волонтера с новым для него городом и новой культурой. Ментор становится самым первым и важным другом для волонтера!

 

В чем заключается роль ментора?

Ментор встречает волонтера, знакомит его с гостевой семьей, рассказывает об основных моментах жизни в новом городе (учит пользоваться местным общественным транспортом, знакомит с основными достопримечательностями, показывает места, где можно вкусно поесть и т.п.). В случае возникновения вопросов или проблем у волонтера, ментор — его главный помощник, который выслушает, подскажет и поддержит.

 

Что дает менторство?

Менторство дает неповторимый опыт дружбы с иностранцем. Только из личных неформальных бесед можно узнать  о том, как живут в других странах, больше, чем побывав в стандартной туристической поездке!

 

Посоветуешь ли другим примерить на себя роль ментора?

Да, конечно, я советую попробовать себя в качестве ментора всем молодым и активным ребятам, которые хотят познакомить иностранцев с нашей культурой, стать им другом, а также попрактиковать иностранный язык и узнать побольше о жизни людей в стране волонтера. Такой опыт поможет даже на свой город посмотреть с точки зрения иногороднего туриста и посетить/сделать то, что никогда бы не попробовал в своей повседневной жизни:)

АНТОН МОИСЕЕВ,

ментор EVS-волонтера Сары Ламуру из Франции 

Почему я решил стать ментором?

Я занимаюсь проектом по развитию туристической навигации в городе, поэтому могу в полном размере познакомить иностранца с городом. Также я люблю путешествовать, и рассматриваю волонтерство за границей как один из вариантов узнать другую страну. С помощью менторства я решил познакомиться с программой EVS.

 

В чем заключается роль ментора?

Помочь освоится на новом месте, познакомить с культурой, бытом и туристическими возможностями. Пригласить на городские, народные и семейные праздники и мероприятия. Прийти на помощь при возникновении трудностей.

Ментор должен быть другом.

 

Что дает менторство?

Мотивацию и возможность улучшить знание иностранного языка. Менторство расширяет кругозор. Знакомит с другим мышлением и культурой. Например, просматривая фото, которые сделал волонтер на экскурсии, смотришь  на город под другим углом, понимаешь, что интересно иностранцу. В ближайшем месяце волонтер примет участие в записи аудиогида.

 

Посоветуешь ли ты другим примерить на себя роль ментора?

Да, и особенно тем, кто хочет посетить страну волонтера или уже был там. Тем, кому нужна языковая практика. Ментор сам должен быть заинтересован в общении с волонтером. Менторство — это в первую очередь новые возможности.

Если ты готов помогать волонтерам в Красноярске в качестве ментора или думаешь о своем будущем ESC-проекте и хочешь узнать структуру программы изнутри ⇒ заполни АНКЕТУ- ЗАЯВКУ

 

Координатор ЕSC в «ИНТЕРРЕ» Настя Мокрушина подскажет, кто и когда приезжает в организацию, а также проведет мини-тренинг для ментора перед приездом волонтера.

 

В статье использован материал с сайта youth-in-action.ru